ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Телефон Консульского отдела: (+998 78) 140 72 00
E-mail: consul.tashkent@mid.ru
/

Выступление на брифинге для СМИ заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова по вопросам подготовки к Обзорной конференции ДНЯО 2020 г., Москва, 26 апреля 2019 года

В понедельник 29 апреля в Нью-Йорке начинается одно из наиболее значимых мероприятий в области нераспространения и контроля над вооружениями – открывается третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ПК-3 ОК ДНЯО-2020, 29 апреля – 10 мая). ДНЯО – это одна из основ современной системы международной безопасности. Это – уникальный международный договор, гармонично сочетающий в себе решение задач ядерного нераспространения, разоружения и равноправного взаимодействия в области освоения мирного атома. ДНЯО является примером эффективности многосторонней дипломатии, эталоном позитивного взаимодействия государств-участников в решении глобальных международных проблем.

В прошлом году (1 июля 2018 г.) мы отметили 50-летие с момента открытия ДНЯО для подписания. В Москве состоялась международная конференция, приуроченная к этому юбилею. С совместным заявлением в поддержку ДНЯО выступили министры иностранных дел государств-депозитариев ДНЯО: России, Великобритании и США.

В следующем году будем отмечать 50-летие вступления ДНЯО в силу. Как раз накануне юбилея пройдет Обзорная конференция по этому договору.

Российская Федерация неизменно, настойчиво и последовательно проводит политику укрепления режима ДНЯО по всем его трём основным составляющим.

Одна из наиболее важных задач, требующих срочного решения, – это созыв Конференции по вопросам создания Зоны свободной от ОМУ на Ближнем Востоке (ЗСОМУ), как это было согласовано ещё на Обзорной конференции ДНЯО 2010 года.

Предпринимаем необходимые усилия, чтобы заинтересованные государства этого региона смогли начать такой диалог. Важно провести конференцию до конца нынешнего года. Верим в то, что это получится.

Другая немаловажная задача – последовательная реализация Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Эта уникальная договоренность 2015 г., подкрепленная соответствующей резолюцией СБ ООН, должна неукоснительно выполняться и давать позитивный пример решения сложных проблем с опорой на ДНЯО.

Одним из центральных вопросов повестки дня, безусловно, остаётся проблематика ядерного разоружения. Россия и здесь неизменно показывает позитивный пример. Будучи последовательным приверженцем цели построения мира, свободного от ядерного оружия, Российская Федерация продолжает предпринимать планомерные шаги по сокращению и ограничению своих ядерных вооружений. Мы целенаправленно понижаем роль ядерного оружия в нашей национальной военной доктрине. Выполняя в полном объёме все свои обязательства, в т.ч. по статье VI ДНЯО, мы разделяем с другими государствами ответственность за сохранение мира и укрепление глобальной безопасности.

Наш практический вклад в ядерное разоружение весьма показателен и по сути носит беспрецедентный характер: Россия сократила свой ядерный арсенал более чем на 85% по сравнению с пиком «холодной войны». Все наши договорные обязательства полностью выполнены, включая Договор о СНВ 2010 г. Суммарный потенциал стратегических вооружений России остаётся даже ниже предельных уровней носителей и боезарядов, установленных этим Договором. Нельзя не вспомнить о Договоре о РСМД, который стал первым документом, предусматривающим практическое сокращение ядерных вооружений. Нами были полностью уничтожены два класса ядерных ракет наземного базирования, причём по объёму и параметрам в порядке доброй воли даже с превышением обязательств по этому Договору.

Кроме того, Россия на три четверти сократила свой арсенал нестратегических ядерных средств, перевела их в категорию неразвёрнутых и сосредоточила на центральных базах хранения в пределах своей национальной территории.

Отдельно надо отметить не имеющую себе равных ни по объёму, ни по совершенству технологий вовлеченность России в международное взаимодействие по освоению атомной энергии в мирных целях. Своими достижениями в этой высокотехнологичной области мы с беспрецедентной степенью эффективности делимся со всеми заинтересованными странами в интересах реализации их прав по Статье IV ДНЯО. Российские атомные технологии и инновационные решения заслуженно вызывают все больший интерес в мире. На сегодня Госкорпорация «Росатом» сооружает 36 энергоблоков в 12 странах, занимая лидирующее положение на мировой арене. Нашей страной заключены рамочные межправительственные соглашения о мирном использовании атомной энергии с 53 странами, а о сооружении объектов использования атомной энергии – с 18.

Все активные действия Российской Федерации в поддержку ДНЯО в тесном сотрудничестве с нашими ближайшими союзниками и партнёрами по ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС, а также с единомышленниками среди стран ДН и другими ответственными государствами, бесспорно, способствуют укреплению режима ДНЯО. Они вселяют надежду на позитивное развитие совместных усилий по поддержанию международной безопасности и стратегической стабильности.

Вместе с тем, реальность сегодняшнего дня такова, что США, их союзники по блоку НАТО и некоторые другие подконтрольные им страны игнорируют мнение большинства мирового сообщества и уже долгие годы проводят диаметрально противоположную политику, которая крайне осложняет положение дел вокруг ДНЯО.

Серьёзным дестабилизирующим фактором для режима ДНЯО и всей современной структуры международной безопасности стали инициированные Вашингтоном ещё в конце прошлого века шаги по демонтажу действующей международно-правовой архитектуры в области нераспространения и контроля над вооружениями.

После отказа США в 2002 г. от основополагающего Договора по ПРО мы стали свидетелями по сути обвального игнорирования со стороны Вашингтона всех базовых договорённостей в области стратегической стабильности и контроля над вооружениями. США безответственно подрывают десятилетиями кропотливо вырабатывавшиеся и тщательно сберегавшиеся принципы многостороннего равноправного взаимодействия в решении наиболее острых проблем международной безопасности. Почему-то решив для себя, что международное правовое поле для них является обузой, США принялись безрассудно формировать собственную хаотичную систему, свой «порядок, основывающийся на правилах». Естественно, с тем пониманием, что отныне такие «правила» будут диктоваться и при необходимости пересматриваться по указке из Вашингтона. Примечательно, что никто из союзников США их до сих пор не одёрнул. При этом не вызывает сомнения, что для подавляющего большинства государств-членов ООН такая международно-правовая инновация со стороны США неприемлема.

Тем не менее, все это уже пагубным образом отразилось на обзорном процессе ДНЯО и грозит плачевными последствиями для предстоящей Обзорной конференции, проводимой в год юбилея ДНЯО.

По сути, не осталось ни одной многосторонней договорённости в области нераспространения или контроля над вооружениями, которую США не попытались бы подорвать или от которой они просто не отказались. Всё это получило прямую проекцию и на обзорный процесс ДНЯО.

Давайте разберём сложившуюся ситуацию по порядку. Будем оперировать только фактами.

Я уже высказался по тематике ЗСОМУ и СВПД.

Важным элементом режима нераспространения ядерного оружия и эффективным инструментом в области ограничения ядерных вооружений является Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Этот Договор призван служить на благо всего человечества и не может становиться заложником непродуманных решений отдельных стран.

К сожалению, совершенно иной подход мы наблюдаем со стороны США. Впервые государство, чья ратификация необходима для его вступления в силу, официально заявило, что оно не будет ратифицировать ДВЗЯИ.

С учётом предыдущих двух десятилетий постоянно демонстрировавшейся неспособности США ратифицировать Договор этот шаг не стал неожиданностью. Он лишь ещё раз наглядно продемонстрировал цинизм подходов США: администрация Б.Клинтона в свое время объявила ДВЗЯИ внешнеполитическим приоритетом, а администрация Д.Трампа с лёгкостью заняла диаметрально противоположную позицию.

Удастся ли теперь сохранить ДВЗЯИ – большой вопрос. В любом случае США уже не имеют морального права предъявлять какие-либо требования к другим в контексте запрещения ядерных испытаний.

Было бы полезным, чтобы это осознали союзники США, трусливо избегающие обсуждения вопроса о вступлении ДВЗЯИ в силу.

В целом тематика ДВЗЯИ требует самого тщательного дальнейшего анализа в рамках обзорного процесса ДНЯО с непременным её включением в возможные проекты итоговых документов. От обсуждения реального положения дел и тех проколов в своей внешней политике, которые постоянно допускает Вашингтон, нашим американским коллегам уйти не удастся.

Особо тревожным остается то, что США продолжают нарушать ключевые положения самого ДНЯО и даже подталкивают к этому своих союзников.