ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

/
ru

Об участии Российской Федерации в международном антикоррупционном сотрудничестве

Одним из приоритетов российской внешней политики в антикриминальной сфере является международное сотрудничество по проблематике предупреждения и противодействия коррупции. Основные направления нашей работы определены Национальной стратегией противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 460 от 13 апреля 2010 г.) и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 гг. (утвержден Указом Президента Российской Федерации № 297 от 13 марта 2012 г.).
Борьба с коррупцией внутри страны опирается в том числе на солидный международно-правовой фундамент.
Российская Федерация поддерживает центральную координирующую роль ООН в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции. Наша страна в числе первых подписала и ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (КПК) - глобальный международно- правовой инструмент, регулирующий все аспекты антикоррупционного взаимодействия государств.
Российская Федерация - один из разработчиков и активных участников Механизма обзора хода выполнения КПК. В 2012 г. успешно завершен обзор хода выполнения Россией глав 3 («Криминализация») и 4 («Международное сотрудничество») КПК. Российские эксперты приняли участие в проведении аналогичного обзора в отношении Литвы и Нигера.
Планируется, что в 2015 г. Россия примет шестую сессию Конференции государств-участников КПК.
Россия является участницей Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, и, соответственно, членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Представитель нашей страны входит в состав бюро этой организации. Россия успешно прошла три раунда оценки в рамках ГРЕКО. В настоящее время идет работа по прохождению четвертого раунда.
Вопрос о присоединении Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию предметно прорабатывается с привлечением всех заинтересованных ведомств.
В антикоррупционной работе на международной арене активно сотрудничаем с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП). За счет средств своего ежегодного добровольного взноса Российская Федерация финансирует четыре совместных с Управлением антикоррупционных проекта: "Создание и поддержка функционирования электронной юридической библиотеки ООН в сфере противодействия коррупции"; "Подготовка правительственных экспертов по противодействию коррупции"; "Разработка под эгидой УНП практического пособия по предупреждению коррупции при организации и проведении крупных общественных мероприятий (КОМ)" и "Подготовка унифицированного руководства для бизнес-сообщества по противодействию коррупции".
Российская Федерация выступает в качестве соучредителя и активного донора Международной антикоррупционной академии. 29-30 ноября 2012 г. в Вене состоялась первая Ассамблея государств-участников Соглашения об учреждении Академии, которая ознаменовала начало ее работы в качестве полноформатной международной организации. На открытии Ассамблеи выступил руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Б.Иванов с изложением основных российских приоритетов в сфере противодействия коррупции (выступление С.Б.Иванова размещено на сайте в разделе «Единая новостная лента», ноябрь 2012 г.). Советник Президента Российской Федерации, председатель Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции С.Н.Дубик избран в состав Совета управляющих Международной антикоррупционной академии.
Противодействие коррупции - один из приоритетов председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» в 2013 г. 25-26 февраля с.г. провели в Москве первое под российским председательством в «Группе двадцати» заседание Рабочей группы по противодействию коррупции.
В ходе встречи, которая была сфокусирована на вопросах реализации Плана действий «двадцатки» по противодействию коррупции на 2013-2014 гг. внесли инициативы о разработке всеобъемлющей долгосрочной антикоррупционной стратегии «Группы двадцати», изучении влияния антикоррупционных мер на экономический рост, подготовке руководящих принципов в сфере взаимной правовой помощи по коррупционным делам, составлении наилучших практик в борьбе с коррупцией при приватизации государственной собственности, анализе коррупционных рисков и возможных мер по смягчению их последствий в рамках подготовки к спортивным и другим крупным международным мероприятиям, прежде всего на этапах осуществления государственных закупок и строительства. По предложению России Группа изучит также международные практики и опыт при организации обучающих курсов и тренингов по проблематике противодействия коррупции, в т.ч. для государственных служащих. Заручились поддержкой партнеров нашего предложения об использовании синергии российского председательства в «двадцатке» и ФАТФ (начинается 1 июля с.г.) для эффективного задействования инструментария противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в антикоррупционных целях.
Рассчитываем, что в ходе предстоящего 5-6 сентября с.г. в Санкт- Петербурге саммита лидеры «двадцатки» поддержат нацеленность России на поступательное развитие многостороннего антикоррупционного сотрудничества.
Одним из ключевых направлений в сфере противодействия коррупции является выполнение Россией требований Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Россия присоединилась к этой Конвенции в апреле 2012 г., внеся ряд существенных изменений в российское антикоррупционное законодательство (криминализация подкупа иностранных должностных лиц, введение соответствующего понятия и наказания в российское право), стала полноправным членом Рабочей группы ОЭСР по противодействию коррупции. В рамках присоединения к ОЭСР нам предстоит пройти в этой группе две фазы оценки соответствия российского законодательства и правоприменения требованиям Конвенции ОЭСР.
В марте 2012 г. Россия прошла первую фазу обзора выполнения Конвенции ОЭСР. По ее итогам были даны конкретные рекомендации (всего -12).
В рамках второй фазы обзора российская сторона передала в ноябре 2012 г. в секретариат Рабочей группы ответы на оэсровский вопросник, дополненный вопросами стран-оценщиков - США и Словении. В связи с необходимостью его дополнительной проработки на декабрьском (2012 г.) заседании Группы согласован скорректированный график прохождения второй фазы. Ожидается, что проведение второй фазы обзора России завершится в октябре 2013 г.
В рамках Содружества независимых государств вступила в завершающую стадию работа над созданием по инициативе Российской Федерации Межгосударственного совета по противодействию коррупции. 23 марта 2013 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 255 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции». Рассчитываем на то, что данный договор будет подписан на Совете глав государств-участников СНГ в октябре 2013 г.
Коррупция входит также в число актуальных тем повестки дня Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Так, на заседании Рабочей группы ОЧЭС по сотрудничеству в сфере противодействия преступности, особенно в ее организованных формах (Стамбул, 21-22 ноября 2012 г.) был одобрен Региональный план действий по сотрудничеству в области предупреждения и борьбы с коррупцией.
Все большее внимание антикоррупционной проблематике уделяется и в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Так, на Совете министров иностранных дел стран-участников ОБСЕ (Дублин, декабрь 2012 г), принята Декларация по надлежащему управлению, борьбе с коррупцией, финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов.
Важно отметить также, что 21 сентября 2012 г. в рамках XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» приняты Антикоррупционная хартия российского бизнеса и «дорожная карта» по ее реализации. Указанные документы получили положительные отклики в международном экспертном сообществе. Принципиальным является добровольный характер обязательств, готовность бизнеса к саморегулированию и самооценке.